ОБРАЩЕНИЕ АССОЦИАЦИИ «ВСЕ ВМЕСТЕ» В МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ

 

4 сентября Министерство юстиции представило проект поправки в № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Предлагаемый законопроект касается работы некоммерческих организаций, помогающих ВИЧ-инфицированнымМы, благотворительные фонды – члены Ассоциации социально-ориентированных НКО «Благотворительное собрание «Все вместе», серьезно обеспокоены появлением данного законопроекта по следующим причинам.

·         Законопроект не предусмотрен Государственной стратегией противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. N 2203-р. При этом Пояснительная записка к поправке № 38-ФЗ не обнаруживает в себе причин, по которым уже принятая и действующая Государственная стратегия нуждается в подобном дополнении, а также не указано, какие действующие законодательные акты недостаточны для осуществления целей, указанных в вышеупомянутой Государственной стратегии.

·         Законопроект касается жизни и здоровья людей, при этом разработан Минюстом без участия специалистов Минздрава и экспертов по лечению и профилактике ВИЧ от профильных государственных и негосударственных организаций.

·         Текст законопроекта не выдерживает никакой критики в связи с большим количеством противоречий, недоговоренностей и формулировок, лежащих за пределами правового поля, а именно:

1.      В одном абзаце написано, что согласовывать свои проекты НКО дóлжно с «органами государственной власти», в другом абзаце – с «уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти». Но в финальной части законопроекта указывается:  «Реализация законопроекта будет осуществляться в пределах предусмотренных средств федерального бюджета Российской Федерации и установленной предельной штатной численности Минюста России». То есть уполномоченный орган правительством еще не назначен, но авторы законопроекта уже знают, что это будет Минюст.

2.      Так как в Минюсте нет профильных специалистов, серьезную озабоченность вызывает тот факт, что в законопроекте не прописано, как и кем будут разрабатываться критерии, по которым та или иная программа, связанная с профилактикой и лечением ВИЧ, будет считаться согласованной. А также какие институции будут уполномочены принимать подобные решения, касающиеся жизни и здоровья миллионов людей, и на основании каких критериев эти институции будут выбраны.

3.      В законопроекте указывается, что согласованию должны подлежать «программы и иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий в сфере предупреждения (профилактики) распространения ВИЧ-инфекции». Что в данном случае означает словосочетание «иные документы», требует обязательного уточнения. В противном случае законопроект изначально содержит значительный коррупционный потенциал.

4.      Законопроект касается тех НКО, которые имеют «иностранное финансирование». Под иностранным финансированием подразумеваются не только гранты зарубежных организаций, но и пожертвования от российских организаций, заработавших свои деньги за границей. А также частные пожертвования любого иностранного гражданина. А также частное пожертвование гражданина РФ, заработавшего деньги за рубежом. Под такое определение иностранного финансирования попадают все без исключения некоммерческие организации страны, которые собирают пожертвования.Более того, НКО не сможет выяснить, подпадает ли она под действие этого закона, так как у нее нет никаких способов выяснить, откуда взялись деньги у ее доноров. Подобные формулировки делают правоприменение данного документа полностью зависимым от интерпретации конкретных представителей власти и не только увеличивают его коррупционный потенциал, но и заранее делают предметом всевозможных политических манипуляций, что недопустимо, когда речь идет о помощи смертельно больным людям.

5.      Особое беспокойство вызывают формулировки: «организация, получившая решение о запрете, <…>, обязана незамедлительно прекратить деятельность, связанную ‎с осуществлением программы» и «невыполнение организацией решения о запрете, <…>, влечет за собой ликвидациюнекоммерческой организации».  Слово «незамедлительно» не может быть использовано для обозначения сроков исполнения чего бы то ни было и не может быть использовано в каких бы то ни было законопроектах, тем более если следствием становится ликвидация НКО.

Подобные формулировки свидетельствуют, что данный законопроект не направлен ни на улучшение здоровья и качества жизни людей с ВИЧ, ни на профилактику ВИЧ-инфицирования. Данный законопроект в нынешних формулировках создает инструмент давления на помогающие НКО и увеличивает число потенциально коррупционных ситуаций в сфере российского правоприменения.

Это происходит на фоне угрожающей ситуации с ВИЧ-инфекцией в нашей стране. С 2006 года в России отмечается ежегодный рост числа новых случаев ВИЧ-инфекции в среднем на 10% в год. После того как в 2012 году Россия отказалась от помощи Глобального фонда борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией – одного из крупнейших международных распределителей благотворительной помощи в мире, – государство приняло на себя обязательства полностью оплачивать лечение ВИЧ-инфицированных россиян и программы выявления, профилактики и просвещения в сфере ВИЧ. Но на деле все оказалось гораздо сложнее. Эксперты Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу указывают, что в 2015 году показатель охвата лиц, заражённых вирусом иммунодефицита человека и состоящих под диспансерным наблюдением и антиретровирусной терапией, составлял всего 37,3 % (216 981 человек). Это обусловлено низкой мотивацией основного контингента ВИЧ-инфицированных (потребители инъекционных наркотиков) к прохождению обследования на ВИЧ-инфекцию и лечению, а также  недостаточным финансированием мероприятий по проведению медицинского освидетельствования на ВИЧ-инфекцию и обеспечению антиретровирусной терапией.

Согласно принятой Всемирной организацией здравоохранения Глобальной стратегии сектора здравоохранения по ВИЧ на 2016–2021 годы, для прекращения эпидемии ВИЧ-инфекции необходимо выявлять не менее 90 % от возможного числа всех ВИЧ-инфицированных и обеспечивать не менее 90 % ВИЧ-инфицированных антиретровирусной терапией. Таким образом, в настоящее время роль НКО в работе с «уязвимыми и особо уязвимыми группами населения» (официальные формулировки Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации) переоценить невозможно. Именно поэтому авторы Государственной стратегии предусмотрели привлечение НКО именно в этом сегменте концепции, так как НКО сегодня – единственные организации в стране, которые целенаправленно и квалифицированно работают с самыми сложными группами риска.

В данной ситуации мы полагаем, что поспешная, непродуманная законотворческая инициатива нарушает уже принятую Государственную стратегию противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации и создает реальную угрозу здоровью и жизни россиян.

Считаем необходимым, прежде чем законопроект поступит на голосование в Госдуму:

— организовать экспертизу данного законопроекта с участием экспертов Министерства здравоохранения РФ и профильных НКО;

— провести ряд публичных обсуждений законопроекта с участием квалифицированных представителей Минздрава РФ, занимающихся вопросами ВИЧ, экспертного сообщества и сообщества профильных НКО.

 

Некоммерческие организации и благотворительные фонды:

  1. Некоммерческая организация "Благотворительный Фонд "АдВИТА"
  2. Фонд "Благотворительное общество "Адреса милосердия"
  3. Благотворительный фонд "В твоих руках"
  4. Благотворительный фонд "Во имя жизни"
  5. АНО "Центр равных возможностей для детей сирот "Вверх»
  6. Благотворительный фонд "Детская больница"
  7. БФ "Живи сейчас"Живой
  8. Некоммерческая организация "Благотворительный фонд "Здесь и сейчас"
  9. Региональная общественная организация инвалидов "Ковчег"
  10. Благотворительный Фонд "Настенька"
  11. Благотворительный фонд "Образ жизни"
  12. Фонд "ПОДАРИ ЖИЗНЬ"
  13. Благотворительный фонд «Предание»
  14. Благотворительный фонд помощи детям-сиротам, инвалидам, и людям в трудной жизненной ситуации "Река детства"
  15. Благотворительный фонд "Творческое объединение "Круг"
  16. РБОО "Центр лечебной педагогики"
  17. Центр «Пространство общения»
  18. Региональная общественная организация по развитию художественных способностей детей-сирот "ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР "ДЕТИ МАРИИ"
Рубрики: Новости

0 комментариев

Добавить комментарий