Если вам не безразлична судьба благотворительных организаций, присоединяйтесь к нашему обращению в Государственную Думу. Поставьте свою подпись под петицией.

"Ассоциация социально-ориентированных некоммерческих организаций «Благотворительное собрание «Все вместе»», объединяющая 43 благотворительные организации, выражает обеспокоенность внесёнными в Государственную Думу поправками к закону «О некоммерческих организациях», уточняющими понятие «политической деятельности». Фактически поправки являются дополнением к законодательству, регулирующему внесение некоммерческих организаций в реестр «организаций, выполняющих функции иностранных агентов».

К сожалению, качество уже существующих правовых норм, касающихся «иностранных агентов», таковы, что соблюсти их невозможно по техническим причинам, и в своё время общественные организации пытались обратить на это внимание законодателей и общества. Если же предложенные поправки о содержании «политической деятельности» будут приняты, иностранным агентом станет любая некоммерческая организация в России, чем бы она ни занималась.
 
Принятые ранее признаки "получения имущества из иностранных источников" сами по себе чрезвычайно широки. В действующем законе не указан (ни в абсолютных, ни в относительных цифрах) размер необходимого для включения в реестр иностранного финансирования. Также необязательным является целевой характер поступлений. Более того, к финансированию из иностранных источников относится не только прямое получение средств из-за рубежа, но и поступление денег и иного имущества от иностранных граждан, а также от российских юридических лиц, получавших иностранное финансирование, а также любых иностранных граждан. В результате даже минимальное пожертвование от случайного гражданина Казахстана или Беларуси, или же от компании, которая занимается любой международной экономической деятельностью, может считаться признаком финансирования из-за рубежа. В таких условиях получение иностранного финансирования для НКО, получающей средства или имущество от кого-либо, кроме государства, становится почти неизбежным, и к тому же неконтролируемым: проверить гражданство жертвователя, который просто переводит деньги на счёт организации, в принципе невозможно, как и источники доходов жертвователей-юридических лиц.
 
Таким образом этот подход вынуждает включать в реестр иностранных агентов обычные НКО, которые просто существуют и намерены существовать на добровольные пожертвования граждан и организаций. В то же время фальшивые НКО, которые созданы определенными лицами или структурами для достижения конкретных политических целей (и, соответственно, имеют один или несколько основной источник финансирования) как раз могут избежать включения в реестр, если их настоящий владелец или создатель достаточно тщательно замаскирует перечисление им своих средств. То есть, закон в этом вопросе не достигает поставленной цели.
 
Для признания некоммерческой организации выполняющей функции иностранного агента необходимо также, чтобы её деятельность была признана политической. Но внесённые в Государственную Думу поправки расширяют это понятие до полного совпадения с понятием «общественная деятельность», которой, собственно, и занимаются общественные организации – по определению. Поправки не конкретизируют и уточняют, а бесконечно размывают определение "политической деятельности". Если они будут приняты, то к ней будут относиться любые действия, направленные на "выработку и реализацию государственной политики, на формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия". В этом свете любая попытка некоммерческой организации взаимодействовать с любыми государственными органами окажется политической – потому что такого рода взаимодействие в принципе имеет своей целью влияние на принимаемые государственными органами решения и на их действия. Если некоммерческая организация стремится расширить зону "доступной среды" для инвалидов в городе или хотя бы в районе – она, несомненно, влияет на решения органов местного самоуправления. Если НКО добивается изменения списка льготных лекарств, расширения поддержки доноров крови, смягчения условий ввоза в Россию импортных лекарственных препаратов, реформирования учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, вообще любых изменений форм и направлений социальной поддержи населения, то опять же, всё это подпадает под новое определение "политической деятельности".
 
Учитывая же, что в законопроекте также перечислены практически все возможные формы публичной деятельности НКО, включая организацию исследований и опросов, получается, что даже попытка просто точно выяснить и сравнить, например, содержание списков льготных лекарственных препаратов в департаментах здравоохранения различных субъектов Федерации, уже будет достаточным основанием для того, чтобы благотворительный фонд превратился в политическую организацию. Совместная работа НКО и государственных органов, улучшение качества работы последних станет невозможным. В то время как очевидно, что принципиальный разрыв между НКО и государственной властью чреват серьёзным ухудшением социальной обстановки в стране, а также противоречит приоритетам, обозначенным в речи Президента Владимира Путина на пленарном заседании Общероссийского форума "Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития", где Президент ясно указал, что необходимо как можно плотнее налаживать взаимодействие между государственными органами и социально ориентированными НКО (вплоть до передачи НКО части функций государственной социальной защиты в регионах), а также оградить социально ориентированные НКО от подозрений в политической деятельности.
 
В то время как внесённые поправки наоборот – придают политическую окраску любой публичной деятельности НКО.
 
Следует отметить, что в последнее время многие органы государственной власти по своей инициативе привлекают авторитетные НКО к совместной работе, в том числе к принятию решений, разработке нормативно-правовых актов, контролю за своей деятельностью. Более того, подобные механизмы прямо предусмотрены действующим законодательством, в частности Федеральным законом «Об общественном контроле». Следуя буквальной логике предлагаемых поправок, НКО будут вынуждены отказываться от подобных предложений, если получили какое-либо иностранное финансирование, или даже просто финансирование, чьи источники они не в состоянии проверить, чтобы не быть признанными иностранными агентами. Вряд ли это соответствует интересам общества и государства.
 
Вкупе с чрезвычайно широким описанием "иностранного финансирования" в законе новые поправки делают получение статуса "организации, выполняющей функции иностранного агента" практически неизбежным для всех членов Ассоциации «Все вместе». Это приведёт к существенному падению качества и объёма оказываемой нами помощи. Повышенные требования к учёту и отчётности отвлекут значительные ресурсы от и без того скудных бюджетов организаций, а указание пугающего статуса "организация, выполняющая функции иностранного агента" оттолкнёт жертвователей, и сильно отбросит Россию назад в мировых рейтингах благотворительности. Сейчас мы на 126-м месте.
 
Нельзя также не обратить внимание на то, что действующий закон требует от организаций самостоятельно заявлять о своём статусе иностранного агента. Слишком широкие и неопределённые описания «политической деятельности» и «иностранного финансирования» будут вынуждать НКО самостоятельно включаться в реестр при малейших подозрениях, что их деятельность может быть признана «деятельностью иностранного агента», из опасения подвергнуться предусмотренным законом наказаниям. Либо наоборот, избыточно осторожно относиться к своей деятельности и предупредительно отсекать возможные «подозрительные» источники финансирования или отказываться от «подозрительных» проектов из тех же опасений. Более логичным и вполне достаточным было бы предоставить регулирующему органу (Минюсту) уведомлять НКО о наличии в их деятельности признаков иностранного агента, предоставляя организациям уже после получения такого уведомления согласиться с этим, возражать либо скорректировать свою деятельность и источники финансирования, а до получения уведомления чувствовать себя более свободно.
 
Цель благотворительных фондов, составляющих Ассоциацию «Все вместе» совпадает с целями государственной политики Российской Федерации. Мы стремимся, чтобы российские больные получали своевременное качественное лечение, а те, кого нельзя вылечить – чтобы были обеспечены должным уходом. Чтобы дети, лишённые попечения родителей, были устроены в семьи либо получили полноценный опыт социализации силами волонтёров, чтобы получали помощь старики, не оставались без защиты жертвы чрезвычайных ситуаций и бездомные. В сферу нашего внимания входят даже лишенные заботы домашние животные. Ежедневно наши организации, напрягая все силы, без помощи государства снижают социальную напряжённость в стране, помогая гражданам там, где государственных ресурсов и возможностей не хватает.
 
Однако если поправки будут приняты в том виде, в каком они внесены, наша деятельность окажется затруднена, а во многих случаях и вовсе невозможна. Не будет выполнена и формальная цель закона – при таких размытых критериях маркировать агентов иностранного политического влияния станет не проще, а сложнее. Поэтому мы призываем, в целях улучшения социальной ситуации в стране, не принимать данные поправки, а вернуться к диалогу между государственной властью и социально ориентированными некоммерческими организациями.
 
Считаем целесообразным с одной стороны сузить определение «политической деятельности», с другой стороны установить абсолютный или относительный порог иностранного финансирования для приобретения статуса агента, а с третьей – исключить обязанность организаций подавать заявку на включение в реестр по собственной инициативе и ответственность организаций за непредоставление сведений о себе, как об иностранных агентах, до получения уведомления регулирующего органа. Со своей стороны, при новом обсуждении поправок в закон готовы предложить конкретные формулировки".
 
 
Исполнительный директор 
Ассоциации «Все вместе»                                                Луговая Н.В
 
Директор БФ «Здесь и сейчас»,
Председатель Совета Ассоциации «Все вместе»      Тульчинская Т.В.
 
Директор Фонда Владимира Смирнова
Член Совета Ассоциации «Все вместе»                        Береговая Е.Б.
 
Директор БФ «Детские сердца»,
Член Совета Ассоциации «Все вместе»                        Бермант Е.М.
 
Директор БФ «Предание»,
Член Совета Ассоциации «Все вместе»                         Берхин В.Б.
 
Директор Фонда «Подсолнух»,
Член Совета Ассоциации «Все вместе»                         Кожерева В.В.
 
Координатор проектов МОО "Дорога в мир",
Член Совета «Ассоциации «Все вместе»                       Долотова И.
 
Директор БФ «Дети наши»,
Член Совета «Ассоциации «Все вместе»                       Пензова В.С.
 
Президент Фонда «Нужна помощь»,
Член Совета «Ассоциации «Все вместе»                       Семёнова А.А.
 
Соучредитель АНО «РОСТ»,
Член Совета «Ассоциации «Все вместе»                        Хадеева М.В.
 
Директор БФ "Тепло сердец"                                               Ирикина М.А.
  
Административный директор БФ "AdVita."                       Грачева Е.
 
Президент БФ "Гольфстрим"                                               Зубова М.А.
 
Директор БФ "Старость в радость"                                     Олескина Е.А.
 
Исполнительный директор БФ "Во имя жизни"               Гапонова Н.Д.
 
 Исполнительный директор
"Старшие Братья Старшие Сестры"                                  Телицына А.Ю.
 
Генеральный директор БИФ «Помоги.Орг»                     Нежельская С.С.
 
Президент Благотворительного фонда
помощи хосписам «Вера», член Совета 
при Правительстве РФ по вопросам 
попечительства в социальной сфере                                Федермессер А.К.
 
Руководитель проектов РООИ "Ковчег"                             Саяпина Ю.В.
 
Директор БФ "Живой"                                                            Агаджанова В.И.
 
Директор Фонда «БО «Адреса милосердия»                 Пинскер О. А.
 
Президент МОО "Дорога в мир"                                         Леонова Е.И.
 
Президент БФ "Река детства"                                             Поздеева О.П.
 
Директор Фонда "Не просто собаки"                                 Дубинина О.М.
 
Директор АНО «РОСТ»                                                        Свахин А.С.
  
Директор БФ "Жизнь"                                                            Михайлова К.Г.
 
Директор БФ "Измени одну жизнь"                                   Юдина Ю.В.
 
Руководитель проектов БФ "В твоих руках"                     Коновалова Е.В.
 
Директор Центра равных возможностей
для детей-сирот "Вверх"                                                       Тихомирова О.В.
 
Генеральный директор
РООО «Художественный центр «Дети Марии»             Елисеева М.Л.
 
Директор
Благотворительный Фонд
Константина Хабенского                                                      Мешкова А.В.
 
Директор БФ «Галчонок»                                                      Асмик Вайе Рейтор
 
Директор БФ «Детская больница»                                     Казбеков М.И.
 
Директор
РБОО "Центр лечебной педагогики"                                 Битова А.Л.
 
Председатель БФ «Настенька»                                          Алиева Д.М.
 
Рубрики: Новости