Государственный центр современного искусства совместно с Благотворительным фондом помощи тяжелобольным людям «Гольфстрим» в рамках программы фонда «Инклюзия в действии» и инклюзивной программы РОСИЗО-ГЦСИ «Современное искусство и особое восприятие» представляет выставочный проект «Искусство быть».
7 марта – 14 апреля 2019 (пресс-показ 6 марта, 18.00)
Выставка «Искусство быть», 6+
ГЦСИ, Москва, ул. Зоологическая, 13 стр. 2
Кураторы: Наталья Гончарова, Лариса Гринберг, Надежда Гура
Выставка ориентирована на широкую аудиторию, в том числе, и на людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и задумана как платформа, объединяющая людей с разными потребностями, которые становятся соучастниками творческого процесса, его распространителями и критиками. Современное искусство принято упрекать в непонятности, высоколобости, удалённости от реалий жизни человека, тем более человека с ОВЗ, но именно современное искусство – неотъемлемая часть этой жизни. Оно вбирает в себя её контексты, ритмы, проблематику, перерабатывая в новые, принадлежащие искусству формы, оперирует языком современной реальности и становится посредником между человеком и миром. Этим можно воспользоваться как своего рода адаптационным контактом, инициирующим диалог и взаимодействие между различными группами людей. Именно современное искусство обладает высокой степенью эмпатии и без нее не работает. В фокусе такого диалога могут быть актуальные вопросы о тех заблуждениях, различиях, незнаниях, которые существуют у нас по отношению друг к другу.
«В настоящее время люди с ограниченными возможностями часто оказываются исключены из активной социальной жизни. Большинство произведений искусства им недоступно. Приобщение к искусству, занятия творчеством являются важнейшим социокультурным фактором развития личности и становятся частью социальной реабилитации. Это способствует комфортному выстраиванию отношений с другими людьми, формированию культурных ценностей, позволяет человеку раскрыть себя и расширить знания об окружающем мире». – говорит Марина Зубова, президент Благотворительного фонда «Гольфстрим».
Выставку предварял открытый конкурс, направленный на приобщение художников к заявленной проблематике. Техническое задание для открытого конкурса было разработано педагогами, психологами, арт-терапевтами, кураторами проекта с учетом особенностей восприятия людей с ОВЗ. Приглашенные эксперты оценивали реабилитационную и художественную сторону всех работ, а также их смысловую наполненность и эмоциональную составляющую. Важными критериями отбора были открытость и доступность восприятия для любой аудитории, в том числе, людей с особенностями в моторной, сенсорной, эмоциональной, коммуникативной, поведенческой, ментальной сферах.
В ГЦСИ будут представлены 17 конкурсных проектов от следующих художников: Вероника Павленко и студия «Особые художники» (Москва), Елена Рэмбо (Пермь), Ирина Нахова (Москва), Ростан Тавасиев (Москва), Сергей Филатов (Москва), Дарья Боголюбова-Кузнецова (Москва), Маркус Мартинович (Москва — Дюссельдорф), Марина Фоменко (Москва), Анна Семенова-Ганц (Москва-Гамбург), Хор исполнения желаний — Евгения Фомина, Февралина Покровская, Полина Николаева, Анна Симакина, Федор Кокарев, Алексей Кирсанов, Виктория Кудрявцева, Анастасия Рассохина, Вик Лащенов (Москва), группа художников Александра Рудик, Вера Щелкина, Дмитрий Волков, Ирина Поволоцкая (Москва-Севастополь-Москва), группа художников Никита Савостьянов, Александр Мигуцкий, Андрей Воробьев (Санкт-Петербург-Томск), Елена Демидова (Екатеринбург-Москва), Егор Рогалёв (Санкт-Петербург), арт-группировка «ЗИП» ( Евгений Римкевич, Степан и Василий Субботины; Краснодар), Сергей Катран (Москва), Леонид Тишков (Москва).
В состав жюри вошли: гендиректор института «Реакомп» ВОС Сергей Ваньшин, директор музея Вадима Сидура Ярослав Алешин, начальник научно-просветительского отдела Волго-Вятского филиала ГЦСИ Евгения Игнатушко, заведующая отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи Ирина Горлова, директор Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород» Алексей Ретеюм, куратор инклюзивных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина Евгения Киселева, а также кураторы проекта и эксперты в области социальной реабилитации от Благотворительного фонда.
Посетители увидят мультимедийные инсталляции, видео и скульптуру, медиа-объекты, тактильно-обонятельные, звуковые, коммьюнити-арт, перформанс и панно. В рамках проекта запланирована насыщенная параллельная программа. Кроме Государственного центра современного искусства выставка «Искусство быть» будет реализована в Ботаническом саду МГУ «Аптекарской огород» и на площадке Арсенала в Нижнем Новгороде.
Часть произведений по согласованию с художниками будет передана реабилитационным центрам на благотворительной основе.
Проект реализован с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного «Фондом президентских грантов».
Мероприятие проходит при поддержке: Cushman & Wakefield – ведущей международной консалтинговой компании в сфере коммерческой недвижимости и ООО «Гофропродпак».
Контакты для СМИ: Елена, 8(926)576-40-53, info@karneevagroup.ru
Программа развития инклюзивной среды «Современное искусство и особое восприятие» (2018-2019 гг.) инициирована кураторами ГЦСИ и предполагает комплекс мер по созданию безбарьерной среды для людей с особенностями восприятия при взаимодействии с искусством. Цель музейной инклюзивной программы – расширение горизонтальных связей между различными социальными группами.
Благотворительный Фонд «Гольфстрим» был зарегистрирован в апреле 2011 года. В начале своей деятельности сотрудниками и волонтерами фонда осуществлялся сбор средств для оплаты дорогостоящего лечения. За 8 лет оказана помощь в оплате лечения и реабилитации более 500 людям с самыми разными тяжелыми диагнозами независимо от возраста, места лечения и гражданства на сумму более 100 млн. рублей. Миссия фонда — содействие развитию инклюзивной культуры, в которой есть место каждому. Основное направление деятельности фонда: разработка и реализация программ, позволяющих обеспечить бесконфликтную интеграцию людей с ОВЗ в любые сферы жизни современного социума.